Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге — история, легенды, фото

    Фотографии

    Категория: 
    Адрес: 
    Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанка, площадь Ломоносова
    Ближайшее метро: 
    Гостиный двор, Достоевская
    Рейтинг: 
    Год открытия
    1787 г.
    Авторы проекта и строители
    инженер: Жан-Родольф Перроне; архитекторы: Ю. М. Фельтен, В. И. Баженов
    Предназначение
    автомобильный, велосипедный, пешеходный
    Пересекает
    реку Фонтанку
    Общая длина
    62,9 м.
    Ширина моста
    16,1 м.

    Мост Ломоносова через реку Фонтанку расположен в центре Санкт-Петербурге, на пересечении реки с улицей Ломоносова, соединяет Спасский и Безымянный острова.

    Переправа является одним из выдающихся памятников мостостроительной культуры Северной столицы, находится на учёте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

    Особенности моста

    Мост Ломоносова относится к семи типовым, "образцовым" переправам через Фонтанку в Санкт-Петербурге. Это сооружение с богатой историей, его построили в период царствования Екатерины Великой — в 1787 году. Поэтому сначала был назван в честь императрицы и носил наименование — Екатерининский мост.

    Это единственная из переправ через Фонтанку, возведённых по типовому проекту инженера-мостостроителя Жана-Родольфа Перроне, которой за более чем 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик практически неизменным.

    Мост Ломоносова представляет собой каменное трёхпролетное сооружение длиной 62,9 метра, шириной — 16,1 метр. Перила переправы — чугунные, установленные на гранитных тумбах, с рисунком, повторяющим узор перил набережной реки Фонтанки.

    Названия переправы

    Интересный факт заключается в том, что сразу его назвали Екатерининским, как мы уже говорили выше, — в честь Екатерины II, однако вскоре он был переименован в Чернышёв мост. Имя дали сооружению по находившейся здесь загородной усадьбы графа Григория Петровича Чернышёва, сподвижника Петра I, генерал-аншефа, участника Азовского похода и сражений при Нарве и Полтаве.

    В 1948 году переправу переименовали в честь Михаила Васильевича Ломоносова. Одновременно переименованию подверглась примыкающая к мосту площадь Ломоносова, где был установлен памятник этому великому русскому учёному, изобретателю, просветителю, поэту и художнику.

    История строительства моста

    Изначально, при составлении проекта обустройства берегов Фонтанки в Петербурге, этот мост не был запланирован. Его строительство было начато позже других, когда набережная уже была одета в гранит. Для сооружения переправы даже пришлось разбирать недавно законченные гранитные набережные реки.

    Почему решили перекинуть через Фонтанку седьмую переправу— нынешний мост Ломоносова, остаётся загадкой. Вероятнее всего, это произошло по требованию Екатерины II. Мост строился в 1785—1787 годах по типовому проекту каменных мостов через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге.

    Описание моста

    Мост возвели с двумя боковыми каменными сводами, облицованными гранитом, и средней подъёмной части — деревянного двукрылого разводного пролета. На речных опорах разместили гранитные башни, в которых находились подъёмные механизмы с длинными цепями.

    Настил боковых частей моста был замощен булыжником. Тротуары располагались ниже мостовой и были огорожены от неё высокими гранитными парапетами во всю длину боковых частей моста. Перила повторяли рисунок перил набережной реки Фонтанки, но на соединениях с нею прерывались гранитными открылками.

    У въездов на переправу на четырёх углах установили каменные фонарные столбы-обелиски с двумя фонарями овальной формы на металлических кронштейнах.

    Уникальные факты

    Из-за возросшего движения городского транспорта, в середине XIX века, каменные мосты башенного типа, такие как Симеоновский, Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский, подверглись перестройке, в ходе которой были снесены башни, а подъёмные пролёты заменены постоянными. 

    Свой первоначальный вид больше других сохранили Чернышёв (Ломоносов) мост и Старо-Калинкин. Причём, единственный из всех своих собратьев, лишь Чернышёв мост простоял без изменений более 100 лет, подвергаясь лишь текущему ремонту.

    Ансамбль этих переправ уже в ту эпоху считался выдающимся произведением мостостроительного зодческого искусства. В дальнейшем была упразднена его прежняя, важная роль, которую он играл в соответствии с пограничным положением реки Фонтанки, за которой в ХVIII веке начинался пригород.

    Мост Ломоносова в ХХ и ХХI вв.

    Чернышёв мост капитально ремонтировался уже в 1911-1912 годах — были усилены опоры, своды, заменили деревянное пролётное строение в среднем пролете моста на металлическое балочное.

    Тремя годами позже, в 1915 году, при въездах на переправу восстановили обелиски с фонарями. Работы велись по проекту архитектора академика Ивана Александровича Фомина. Также переложили надводные части быков и устоев, подняли тротуары над уровнем полотна проезжей части и сняли парапеты, отделявшие их от мостовой.

    Полотно проезжей части целиком замостили булыжным камнем, гранитными плитами были выполнены тротуары на боковых частях, а в центральной — асфальтом. Вдоль тротуаров проложили гранитные сточные желоба.

    Пострадавшие в годы блокады Ленинграда гранитные обелиски моста Ломоносова были восстановлены вместе с фигурными фонарями и кронштейнами в 1950 году, а в 1967-м позолочены архитектурные детали. В 1989 году переставили гранитный поребрик и водоотливной лоток РСУ "Ленмосттреста".

    В новейшей истории моста Ломоносова, в 2006 году, на переправе была осуществлена реставрация обелисков, в ходе которой также освежили позолоту фонарей, шарообразных наверший и нарядных гиппокампов.

    Гиппокампы на Ломоносовом мосту

    Гиппокампы — это крылатые морские кони, "примчавшиеся" к нам из античной мифологии. На колоннах-башнях моста Ломоносова можно увидеть шестигранные фонари, которые являются настоящими произведениями искусства.

    Концептуально источники освещения на переправе поддерживаются скульптурами, выполненными в виде мифических водных коней-единорогов с рыбьими с хвостами завитушками, передние конечности у которых конские, но вместо обычных копыт — лягушачьи перепончатые лапы.

    Их рога, гривы, хвосты и лапы позолочены, а сами существа — зелёные, как и подобает им быть, вышедшим из морских пучин. Гиппокампа в архитектуре Санкт-Петербурга нельзя назвать самым распространённым мифическим животным.

    Но всё же в Северной столице удастся отыскать даже целый табун или стаю этих морских крылатых коньков-рыбок. Безмолвные и незаметные они прячутся на фасадах зданий, в нишах стен домов и решётках мостов, на фонарях и даже держат балконы на своих хрупких спинках.

    Моду на гармоничное слияние стихий воды и воздуха в архитектуре Петербурга учредила ещё императрица Елизавета Петровна в ходе обсуждения убранства Смольного собора. Именно она создала большую часть петербургских гиппокампов — крылатых мифических существ.

    А на мосту Ломоносова, вообще, пошли далеко вперёд и "скрестили" гиппокампа с единорогом. Золотой рог одного только такого морского конька может "прорубить окно" во льду Фонтанки для высвобождения владыки Нептуна даже зимой, чтобы он круглогодично царствовал на реках и каналах Северной столицы.

    Либо гиппокампа на этой переправе представили в виде единорога, мифического существа, символизирующего целомудрие, в широком смысле, духовную чистоту и искания, для того, чтобы каждый проезжающий и проходящий сквозь башни "напитывался" этими лучшими качествами. Но всё это легенды Ломоносова моста, коими, в целом, гордится великий и загадочный город на Неве.

    События рядом

    Новые обзоры

    Сообщество

    В сообществе мы публикуем интересные события, новые аудиогиды и статьи.

  • Подпишитесь на наш Инстаграм
  • Подпишитесь на группу ВКонтакте
  • Реклама на портале
  • © Pererburg.center, 2020

    Все права защищены. Копирование и распространение аудио записей, текстов и другой информации запрещено.

    , если Вы настоящий ценитель Санкт-Петербурга и его истории!
    Не является офертой!

    Петербург Центр