Гид по рок-местам Петербурга — 6 самых легендарных и культовых рок-клубов

    Некоторые считает столицей русского рока Екатеринбург, некоторые — Питер, несомненно. Говорят, питерский рок - музыкант — это не просто географическое обозначение, это своего рода знак качества. Возникший в 1980-х Ленинградский рок-клуб не просто объединил рок-группы страны, а стал катализатором для появления новых команд, впоследствии ставших хэдлайнерами русского рока.

    Сегодня утверждают, что Екатеринбург — это центр современной рок музыки. В городе насчитывается более полусотни рок-групп. Но и поговаривают, что многие уральские коллективы уже давно обосновались в Москве и Санкт-Петербурге…

    Но не будем подливать масло в огонь топки спора между этими 2 рок-городами, так как вклад и Петербурга, и Екатеринбурга в отечественную рок-культуру не отнять и не умалить. Давайте лучше совершим небольшую экскурсию по самым знаковым для питерской рок-музыки местам.


    1. Ленинградский рок-клуб

    Сами про себя рокеры, пишут, что словосочетание "Ленинградский Рок-Клуб" без прилагательного "легендарный" сегодня невозможно. Потому что именно он стал той первой, официально разрешенной властями площадкой, на которой играли "Аквариум", "Поп-механика", "Кино", позже "АлисА", "ДДТ" и все прочие хорошо ныне известные. Играли в те годы, когда о больших залах, а тем более стадионах, идеологи молодежной субкультуры могли только мечтать.

    Ленинградский рок-клуб — советская общественная и концертная организация, созданная 7 марта 1981 года в Ленинграде и просуществовавшая до начала 1990-х гг. С самого начала Ленинградский рок-клуб не был тем типичным рок-клубом, какие существовали тогда на Западе. Он скорее был похож на своего рода смесь ДК с Союзом композиторов. У него был свой устав и статус.

    В своё время Ленинградского рок-клуба вдохновил немало энтузиастов во многих городах и селах нашей страны создавать свои рок-клубы, наподобие Ленинградского. Также, как уже говорилось выше он объединял рок-группы под своей крышей.

    Деятельность рок-клуба оставила довольно яркий след в истории отечественной рок-музыки. Многие группы, некогда там выступавшие, стали знаменитыми и культовыми, а некоторые и до сих пор с успехом продолжают свой творческий путь.

    • Адрес: Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, 13

    Фото: НКТ

    2. "Сайгон"

    "Сайгон" — неофициальное название легендарного кафе в Ленинграде при ресторане "Москва". В нём любили собраться герои андеграунда, непризнанной и гонимой в позднесоветские годы, во время застоя, творческой интеллигенции, так называемых "неформалов".

    По словам литературного критика Виктора Топорова, своё название кафе получило следующим образом:

    Там то разрешали, то запрещали курить внутри… В период, когда курение было запрещено, две девушки достали сигареты, к ним подошёл милиционер и сказал: "Что вы тут делаете? Безобразие! Какой-то „Сайгон“ устроили". Вот такая репутация была в СССР у столицы Южного Вьетнама.

    Название "Сайгон" произошло оттого, что на момент открытия кафе была в разгаре война во Вьетнаме. "Сайгон" посещали Б. Смелов, С. Довлатов, И. Смоктуновский, Е. Михнов, Б. Гребенщиков, В. Цой, М. Науменко, К. Кинчев, Ю. Шевчук, М. Шемякин, Е. Рейн, А. Васильев и многие другие. Довлатов считался завсегдатаем.

    "Сайгона" закрыли в марте 1989 года. В том же году, после ремонта, в помещении бывшего кафе открылся магазин итальянской сантехники, затем магазин аудиопродукции. В 2001 году в здании, построенном П. Ю. Сюзором, вновь открылась гостиница. Теперь это — респектабельный отель Рэдиссон. О былом "Сайгоне" здесь напоминает только мемориальная табличка, вывешенная на стенке гостиничного бара.

    • Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 49

    Фото: George Shuklin

    3. Клуб-Музей "Котельная Камчатка"

    Котельная "Камчатка" — легендарное место в центре Санкт-Петербурга, где работали кочегарами такие известные люди, как Виктор Цой, Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин, Олег Котельников, Виктор Бондарик, Евгений Титов и многие другие.

    На самом деле — это бывшая угольная котельная. Виктор Цой работал здесь кочегаром с осени 1986 по январь 1988 года. Новая работа сразу понравилась парню. Прежде он трудился в бане на проспекте Ветеранов: поливал из шланга полы и стены.

    И хотя работать там приходилось всего час в день, Виктор Цой тяготился своей обязанностью: время было слишком уж неудобным — с 10 до 11 вечера, когда у рок-н-ролльщиков только просыпалась активность. Совсем другое дело "Камчатка".

    Как говорит и подбрасывает лопатой уголь в раскалённую топку Виктор Цой в документальном фильме "Рок" режиссёра Алексея Учителя, снятом в 1987 году:

    Я просто чувствую себя свободным, в конечном счёте свободным, то есть я не завишу вообще ни от чего.

    Эпизод с кочегаром Цоем снят в нарочито тёмной, почти чёрно-белой цветовой гамме и создаёт наглядное впечатление о том, какова была "Камчатка" в конце 1980-х гг. Грязная, мрачная, душная… А ещё — свободная, демократичная, вдохновляющая!

    Кстати, песня "Камчатка" (альбом "46") у Цоя появилась ещё до его трудоустройства в эту котельную:

    О-o-о-о, это странное место Камчатка,

    О-o-о-о, это сладкое слово Камчатка.

    Я не вижу здесь их, я не вижу здесь нас,

    Я искал здесь вино, а нашёл третий глаз…

    Сейчас это место стало культовым. Атмосфера тут очень своеобразная: нет роскоши и торжественности Эрмитажа, но есть своя особая аура, которую поймут все поклонники русского рока. На "Камчатке" нет больше громоздких жутких котлов, со двора исчезла огромная угольная куча.

    На подходах к клубу — множество граффити. Естественно, стены исписаны многочисленными фанатами. Среди рисунков, конечно же, портреты Виктора Цоя. Иные из них столь пронзительны, что ком подступает к горлу. То ли ещё будет… Во дворе памятник лидеру "Кино".

    Есть и мемориальная доска, посвященная известному рок-музыканту. Внутри можно взглянуть на легендарную гитару Цоя, из которой рождались хиты, пользующиеся сумасшедшей популярностью до сих пор. Вход в клуб увешан афишами: здесь проходят выступления рок-музыкантов. Часто, почти ежевечерне.

    Между прочим, здесь периодически играет группа "Фойе", исполняя песни Виктора Цоя. Фишка состоит в том, что исполнитель группы как две капли воды похож на легендарного рок-музыканта. Все, кто приходит на Камчатку впервые и не знает о схожести, чуть ли не впадают в транс, думая, что Цой жив, как везде это пишут.

    Ничего от прежней котельной почти не осталось, кроме одной топки в "Камчатке" как экспонат, как деталь интерьера. Сейчас она уже не чёрная, не грязная, не закопчённая, выглядит довольно винтажно. Огромный манометр… Бог его знает, что он измеряет теперь! Как и положено музею — множество экспонатов.

    Тут можно увидеть вещи подлинные и воспроизводящие дух ушедшей эпохи, такие как мемориальная 12-струнная гитара, и как противовес ей — угольная лопата, микрофон на стойке, катушечный магнитофон, старый проигрыватель, набор виниловых граммофонных пластинок и современные компакт-диски.

    И ещё афиши и, разумеется, фотографии, фотографии, фотографии. В почёте, понятное дело, здесь композиции из репертуара группы "Кино", песни "собратьев по оружию" конца 1980-х и начала 1990-х. Рок-н-ролл жив, заявляют посетители "Камчатки", рок-н-ролл не стоит на месте. И потому звучат здесь современные рок-композиции, проводятся презентации новых альбомов сегодняшних рок-групп. Старые рокеры встречаются здесь с молодёжью.

    Сегодня "Котельная Камчатка" является одновременно музеем и музыкальным клубом. Она соединяет две эпохи, храня личные вещи Цоя, Башлачева, Майка, и предоставляя возможность сыграть свою музыку молодым исполнителям.

    • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Блохина, 15 (цокольный этаж)

    Фото: Мария Подгорных

    4. Fish Fabrique

    История музыкального клуба Fish Fabrique началась в 1994 году в знаменитом доме на Пушкинской, 10, который уже давно занимали художники, музыканты, театральные коллективы и литераторы Товарищества "Свободная культура".

    В то время в Санкт-Петербурге практически не было мест, где могли бы играть альтернативные музыканты и пить пиво друзья и приятели. Тогда у двух молодых людей, болтающихся по Германии, родилась идея создать на родине свой альтернативный музыкальный бар. Встретившись дома, они это желание воплотили, и 2 сентября 1994 года концертом известной уже в то время группы "Tequilajazzz" альтернативный клуб ознаменовал своё открытие.

    В 1998 году, являясь частью "Свободной культуры", Fish Fabrique переехал в новое отреставрированное помещение, став заметной и неотъемлемой частью созданного там Культурного центра "Пушкинская-10".

    За долгие годы и после этих всех перемен музыкальная политика клуба не изменилась, разве что стала разнообразнее за счёт внесения в программу видео-показов и демонстрации фильмов "Фестиваля Фестивалей". За всю историю существования "Рыбной Фабрики" в ней сыграли практически все группы Санкт-Петербурга и масса гостей из других стран и городов.

    В 2010 года клуб официально открыл новый, более просторный зал Fabrique Nouvelle, который располагается через двор от старого помещения и занимает весь первый этаж знаменитого адреса Пушкинская, 10, что не отменило существование привычного всем андеграундного Fish Fabrique.

    В новом зале обширная арт-программа: от выступлений театральных и музыкальных коллективов, как петербургских, так и гостей из ближнего и дальнего зарубежья, до кинематографических вечеров и даже детских утренников. В остальное время Fish Fabrique Nouvelle работает как гостеприимное кафе с демократичными ценами.

    • Адрес: Санкт-Петербург, улица Пушкинская, 10

    5. Tamtam

    Первый и единственный в городе и в России альтернативный рок-клуб западного образца, основанный летом 1991 года в доме по адресу Малый проспект Васильевского Острова, 49 бывшим виолончелистом рок-группы "Аквариум" Всеволодом Гаккелем, который незадолго до этого посетил знаменитый клуб CBGB. Клуб копировал уже упомянутый CBGB во всём, в частности идея "панковских" четвергов была скопирована с воскресных Punk/Hardcore Matenees, которые проводились в CBGB.

    На сцене "Tamtam" родилось множество жанрово разнообразных музыкальных коллективов — "Король и Шут", "Югендштиль", "Последние танки в Париже", "Сказы леса", "Нож для фрау Мюллер", Markscheider Kunst. Центральной фигурой сцены клуба "TaMtAm" стал Эдуард Старков со своей командой "Химера".

    Основным критерием вступления в клуб было то, что группа не должна была находиться под влиянием так называемого "русского рока". Само заведение напоминало сквот, где музыканты и посетители сами участвовали в поддержании нормального функционирования клуба.

    В разное время в клубе выступали такие группы, как Wine, "The Пауки", "Вибратор", Spitfire, "Автоматические удовлетворители", "Маррадёры", "АукцЫон", Tequilajazzz, "Джан ку", "Кенгуру", "Пупсы", Scang и другие.

    В середине 1990-х годов репутация клуба была сильно подпорчена из-за постоянных драк на концертах, фактически открытой продажи тяжёлых наркотиков и постоянных рейдов милиции. В 1996 году здание клуба было продано некоей коммерческой структуре, что вызвало протесты общественности и ряд митингов в защиту клуба. Тем не менее клуб был закрыт, так как его создатели больше не были заинтересованы в его дальнейшем существовании, несмотря на весомую популярность этого клуба в городе и даже в мире.

    Несмотря на своё недолгое существование, сцена клуба породила целую плеяду влиятельных альтернативных музыкальных коллективов, которых до сих пор обозначают термином поколение TaMtAm’а, а сам клуб стал отправной точкой для последующего создания похожих заведений в Санкт-Петербурге и Москве.

    Весной 2016 года группа "КняZz" бывшего участника "Короля и Шута" Андрея Князева записала песню "Призраки Там-Тама". Летом 2017 года в независимый прокат вышел документальный фильм Ивана Бортникова "ТАМТАМ: Музыка смутного времени", рассказывающий историю создания клуба.

    • Адрес: Санкт-Петербург, Малый проспект В.О., 49

    Фото: Дмитрий Цыганков

    6. Грибоедов

    Чтобы не повторить печально известную судьбу Tamtam’а, клуб "Грибоедов" стал первым клубом, который организовал стабильный и внятный фейс-контроль. По задумке основателей, музыкантов группы "2 самолёта", модный клуб Грибоедов открыл свои двери 18 октября 1996 года. И сразу ознаменовался проведением первых ретро-вечеринок, превратившихся в мегапопулярные ретро-среды. Также тут наладили производство и выдача первых клубных карт.

    Тогда он мега быстро стал популярным, а также стал местом проведения большинства альтернативных рок-концертов. На его площадках и, что немаловажно, за стойками его баров в разные годы выступали такие герои неофициальной культуры, как группы: "2 самолёта", Tequilajazzz, "Колибри", "НОМ", "Кирпичи", "Пеп-си", "Markscheider Kunst", "Препинаки", "Ленинград", "Колыбель", "Корабль", "Кровосток", Борис Гребенщиков, "The Skatalites", "beNUTS«,Jay-Jay Johanson и другие.

    Клуб не только дожил до наших дней, но и разросся. Теперь у него две площадки. На одной выступают пионеры русского рока, на второй — Griboedov Hill проходят поэтические чтения и собрания журналистов.

    Как поется в песне Tequilajazzz:

    Сколько на свете чудес:

    Космос, Париж, Мерседес,

    И, вдалеке от небес, —

    Клубный неоновый блеск.

    Зайду для начала, куда привык:

    Сперва Грибоедов, потом Fish Fabrique —

    Это сила.

    • Адрес: Санкт-Петербург, Воронежская улица, 2А