Пешеходная экскурсия — "Неординарная Ординарная улица" в Санкт-Петербурге

    В Санкт-Петербурге есть немало топонимов с интересными названиями, одним из таких является "Ординарная улица" — улица в Петроградском районе, проходящая от Большой Пушкарской улицы до набережной реки Карповки.


    Панорама с балкона Большой пр.,, 90. Фото:  citywalls.ru

    Название и история улицы

    Существует 2 версии происхождения названия улицы. По одной из них — название магистрали появилось уже в 1798 году и происходит от фамилии землевладельца Я. Ординарцева. По другой — это название известно с середины XIX века и связано с тем, что улица мало чем отличалась от других, параллельно проходящих магистралей, что она была ординарной, то есть обыкновенной.

    Действительно, в XIX веке Ординарная улица была такой же, как множество магистралей города, особенно близлежащих. Более того, она имела не очень хорошую репутации из-за своего северного участка по понятным причинам, вследствие которых его прозвали "Грязной улицей".

    В 1849—1868 годах улица делилась на 2 части. Участок между Малым проспектом и Карповкой назывался "Грязной улицей", а южная часть, доходившая тогда только до Большого проспекта, — Ординарной. В 1868 году обе части объединили в одну магистраль под общим названием Ординарная. В 1910 году она была продолжена до Большой Пушкарской улицы.

    Картина Ординарной улицы в столице Российской империи — узкие тротуары, доходные дома, почти полное отсутствие зелени и название, говорящее само за себя. Но так ли ординарна и банально эта непарадная улица, с которой топонимика дважды сыграла жестокую шутку?

    Постараемся разобраться во время нашего пешеходного путешествия, что мы вам предлагаем, не откладывая в долгий ящик, если хотите узнать получше Санкт-Петербург.


    Ординарная улица в Санкт-Петербурге. Фото: citywalls.ru

    Маршрут № 1: "От Большой Пушкарской улицы до Большого проспекта"

    Начальный участок улицы — "молодой", и дома на нём нумеруются не по Ординарной улице, а по соседним магистралям. Начинается улица от угловых, почти симметричных зданий — домов №№ 60 и 62 по Большой Пушкарской улице. До них добраться от станции метро "Петроградская" = 4-5 минут ходьбы — 320 м.

    Эти здания были построены по проекту А. А. или А. И. Поликарпова в 1899—1904 годах. За домом № 60 по Большой Пушкарской улице следует дом, имеющий № 69 по Большому проспекту, с изящной угловой башней-эркером — доходный дом И. Ф. Алюшинского, построенный в 1910—1911 годах по проекту архитектора Д. Д. Устругова.

    На противоположной, нечётной стороне улицы за домом № 62 по Большой Пушкарской улице находится комплекс зданий, имеющих номера № 73 с различными литерами по Большому проспекту Петроградской стороны (П. С.), и № 36 по Каменноостровскому проспекту, в которых до 1918 года располагался Женский благотворительный институт принцессы Терезии Ольденбургской.

    Институт создавался в течение длительного периода с первой трети XIX до начала XX века разными архитекторами, в числе которых Л. Я. Тиблен, В. В. Шауб, И. А. Претро, Г. И. Люцедарский. Женский институт был создан на средства супруга принцессы — принца П. Г. Ольденбургского.


    Ординарная улица. Вид от Большого к Малому проспекту   П. С. Справа дом 1 / Большой проспект, 88. Фото: Alexander   Y. Potekhin

    Маршрут № 2: "От Большого до Малого проспекта"

    Дом № 1 (Большой проспект П. С., 88) — жилой дом. В 1863—1865 годах здесь на месте деревянного дома чиновника Полидова был построен трёхэтажный каменный дом по проекту архитектора К. Е. Егорова для провизора К. Коха. В 1912 году он был надстроен до 6-ти этажей с мансардой для потомственного почётного гражданина Г. Ф. Киселёва с отделкой в стиле модерн по проекту гражданского инженера С. Г. Бродского. Здание было полностью разрушено во время блокады прямым попаданием фугасной бомбы 24 января 1943 года. После войны дом построили заново.

    Дом № 2 (Большой проспект П. С., 86) — доходный дом Г. А. Тиктина, возведённый по проекту архитектора М. А. Сонгайло в 1909—1910 годах.

    Дом № 4 — особняк Г. Г. Винекена, построенный архитектором А. Н. Векшинским в 1899—1900 годах. Является памятником архитектуры (вновь выявленный объект). Ныне в здании располагается детский сад № 16 Петроградского района. Фасад отреставрирован летом 2008 года. На противоположной стороне улицы, перед домами №№ 3 и 3а, находится детская площадка этого сада.

    Дом № 5 — доходный дом, построенный архитектором С. В. Баниге в 1911 году. К дому примыкает футбольно-хоккейный комплекс расположенного здесь подросткового клуба "Беспокойные сердца".

    В доме № 6 находятся учебные помещения для уроков труда от средней школы № 47 имени Д. С. Лихачёва, главное здание которой находится по соседству на улице Плуталова, 24.

    Дом № 7 — доходный дом А. А. Афанасьева, построенный в 1907—1908 гг.

    Дом № 10 — доходный дом, возведённый по проекту архитектора О. Л. Игнатович в 1905 году.

    Дом № 11 (Малый проспект, П. С., 85) — доходный дом акционерного общества "Архитектор". Его авторы — В. В. Шауб, который строил здание в 1912—1913 годах, и В. П. Голубин, завершивший и реконструировавший дом.

    В доме № 12 жили народный артист В. П. Полицеймако и 12-й чемпион мира по шахматам А. Е. Карпов. Здесь живёт народная артистка Лариса Малеванная. Согласно планам городской администрации, этот и соседние дома предполагается перестроить под элитное жильё.

    Дом № 14 (Малый проспект П. С., 83) — образец сталинской архитектуры — признан аварийным и предназначен под новую застройку. Построен в 1956—1958 годах по проекту архитектора Шрётера мл. Л. Л., Ранее в этом здании находился институт "Гидроэлектромонтаж".


    Дом 4 (особняк Винекена). Фото: Potekhin

    Маршрут № 3: "От Малого проспекта до Карповки"

    Дом № 16 (Малый проспект П. С., 84-86, Плуталова улица, 14) — жилой дом специалистов "Свирьстроя". Здание построили по проекту архитектора И. Г. Явейна в 1933—1938 годах. Является памятником архитектуры (вновь выявленный объект). Здесь с 1950 по 1995 год жил кинорежиссёр И. Е. Хейфиц. На доме установлена мемориальная доска. В здании располагается шахматный клуб "На Петроградской стороне".

    На противоположной стороне улицы от Малого до Левашовского проспекта расположена площадь Шевченко, занимаемая сквером, в котором в 2000 году установили памятник украинскому поэту и писателю Тарасу Григорьевичу Шевченко работы канадского скульптора Лео Мола и памятный камень со стихами Шевченко.

    Сквер на площади Т. Г. Шевченко и памятник великому Кобзарю

    Достаточно опрятный и зеленый сквер на площади, образованной пересечением Малого проспекта Петроградской стороны, Левашовского проспекта и Ординарной улицы. Площадь образовалась ещё в 1930-е годы. Долгое время она оставалась безымянной. В 2000 году здесь был установлен памятник великому украинскому поэту, прозаику и художнику Тарасу Григорьевичу Шевченко работы канадского скульптора Лео Мола.

    Монумент был воздвигнут в честь украинского поэта Тараса Шевченко в городе Санкт-Петербурге, с которым связаны основные этапы жизни и деятельности украинского поэта, писателя и художника. В 2001 году площадь получила официальное название имени Тараса Шевченко. В 2003 году при входе в сквер установили памятный камень с сообщением на русском и украинском языках о том, в честь кого было присвоено имя площади.

    В разные исторические периоды в Санкт-Петербурге было установлено несколько памятников Тарасу Шевченко, последний из которых был подарен городу канадским скульптором украинского происхождения Лео Молом и торжественно открыт в 2000 году.

    Первый памятник Т. Шевченко в Петрограде был сооружен в 1918 году по проекту латвийского скульптора Яниса Тилберга в рамках плана монументальной пропаганды. Памятник был поставлен на Кронверкском проспекте, однако, будучи выполнен из непрочного материала (гипса), он просуществовал до 1926 года.

    В начале 1989 года Ленинградский исполнительный комитет издал решение "О проведении открытого конкурса на лучший проект памятника Т. Г. Шевченко", и уже в 9 марта 1989 года на Васильевском Острове, на улице Шевченко состоялась торжественная установка закладного камня на месте будущего памятника по проекту архитектора Н. В. Жиглова.

    Однако конкурс на памятник был вскоре объявлен закрытым, так как из 4-х представленных проектов, ни один не был выбран победителем, также высказывались критические замечания относительно места установки. В 1993 году канадский скульптор, украинского происхождения, Леонид Григорьевич Молодожанин (Лео Мол) обратился к мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку с предложением установить памятник Тарасу Шевченко — бронзовую скульптуру, которую он приносит в дар городу.

    Это предложение было с благодарностью принято, а последовавшее распоряжение мэра города положило начало работ по осуществлению этого проекта. В проекте установки памятника приняли участие четыре государства Украина, Россия, Канада, Финляндия (изготовление гранитного постамента).

    Первоначально памятник должен был быть установлен перед фасадом библиотеки Академии наук, в дальнейшем скульптору было предложено четыре места для установки памятника. Скульптор писал мэру Санкт-Петербурга А. А. Собчаку:

    Оценив любезно предложенные Вами варианты места постановки памятника, я считаю, что монумент Тараса Шевченко наилучшим образом вписывается в ансамбль площади на Петроградской стороне, ограниченной Ординарной, Малой улицами и Левашовским проспектом и Малой улицами.

    Из письма А. А. Собчака автору и скульптору памятника:

    Думаю, что народ Украины, а также украинцы России, Канады и других стран, будут бесконечно признательны Вам за понимание великой роли Кобзаря в формировании сознания и культуры украинского народа.

    В дальнейшем площадь получила наименование — Славянская. 22 декабря 2000 года в присутствии Президента РФ Владимира Путина и Президента Украины Л. Д. Кучмы на площади был торжественно открыт памятник "великому сыну Украины-Руси" Т. Г. Шевченко.

    В 2001 году площадь получила имя Т. Шевченко, в честь этого события у входа в сквер установлен каменный валун, на котором на двух языках — русском и украинском, этот факт и описывается. Отсюда открывается вид на памятник, который представляет собой фигуру молодого Тараса Григорьевича в рост: высота скульптуры — 2,8 м. Руки скрещены на поясе, в левой руке, придерживающей полу крылатки — книга.

    Поэт изображён с непокрытой головой, волосы зачёсаны назад, лоб открыт, брови сдвинуты. Скульптура установлена на сложнопрофилированный четырехгранный постамент из красного гранита. Проект постамента разработан Санкт-Петербургским архитектором С. П. Одноваловым. Высота постамента — 3,6 м. Автор бронзовой скульптуры — Л. Г. Молодоженин (Лео Мол), родился в 1915 году на Украине, учился в Санкт-петербургской Академии Художеств у М. Г. Манизера.

    После войны 1941-1945 годах оказался за рубежом, где продолжал работать, стал всемирно известным скульптором, членом Королевской Академии Наук Канады, членом-корреспондентом Национального Объединения скульпторов Америки, кавалером ордена Кеннеди.

    Дар Лео Мола Санкт-Петербургу — памятник Тарасу Шевченко должен был стать не только монументальным произведением Санкт-Петербурга, но и неизменной страницей истории дружественных отношений России и Украины.

    ***

    Завершает наше путешествие: дом № 20 — жилой дом, образец сталинского неоклассицизма, представленного архитектором Горицким А. И. в 1950—1959 гг. Дом построили для сотрудников института "Ленгидропроект", располагавшегося рядом в доме № 14 по Ординарной улице. Среди известных жильцов дома были академик Ф. Г. Углов, артисты Вадим Медведев и Валентина Ковель.

    Надеемся, вы переменили своё мнение насчет банальности Ординарной улицы. Вы своими глазами увидели, сколько на ней памятников старинной архитектуры, необычных и уникальных домов, в которых жили в разное время известные люди города и страны, да и просто удивительных строений, которые вносят свой вклад в общую сокровищницу города на Неве.


    Сквер на площади Шевченко. Автор фото: Екатерина   Борисова (Wikimedia Commons)