Центральный военно-морской музей

Аудиогид

Аудиогид: 
Категория: 
Адрес: 
Санкт-Петербург, Площадь Труда, дом 5
Ближайшее метро: 
Адмиралтейская
Для посетителей музей открыт
с 11:00 до 18:00
Выходные дни экспозиции
понедельник и вторник

Фотографии

Официальный сайт: 
http://navalmuseum.ru

Режим работы 2021

  • Для посетителей музей открыт с 10:00 до 18:00
  • Касса прекращает работу в 17:15
  • Выходные дни экспозиции — вторник

Стоимость билетов 2021

  • Взрослые – 400 руб.
  • По договорам – 300 руб.

Льготные билеты

  • Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, пенсионеры (пенсионное удостоверение), инвалиды III группы (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения), при предъявлении соответствующего удостоверения – 200 руб.
  • Учащиеся (школьники (справка со школы), учащиеся средних профессиональных учебных заведений, при предъявлении соответствующего удостоверения) – 200 руб. (по договорам – 100 руб.)

Единый и родительский билет

  • Единый билет на индивидуальное разовое посещение (музея и его филиалов в течение 1 (одного) текущего года) – 1300 руб.

Родительский билет выходного (праздничного) дня (2 взрослых (мама, папа) + дети до 18 лет) – 700 руб.

Бесплатное посещение

Бесплатные категории

Право на бесплатное посещение ФГБУ "ЦВММ" Минобороны Россиии и его филиалов имеют следующие льготные категории посетителей (при предъявлении соответствующего документа, подтверждающего право на него):

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда;
  • Полные кавалеры орденов Воинской и Трудовой Славы за службу Родине 3-х степеней;
  • Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны;
  • Лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" или "Житель блокадного Ленинграда";
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  • Инвалиды I и II групп; инвалиды-колясочники с одним сопровождающим;
  • Родители и жены погибших военнослужащих;
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в детских домах, а также школах-интернатах, дети-инвалиды (особые дети);
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
  • Курсанты военно-учебных заведений;
  • Воспитанники суворовских и Нахимовского училищ, кадетских корпусов, классов;
  • Сотрудники музеев Российской Федерации, члены творческих союзов: музейных работников, художников, архитекторов, дизайнеров, члены Международного совета музеев (ICOM);
  • Дети до 7 лет;
  • Военнослужащие запаса в\части 99005 (крейсер "Михаил Кутузов"), в\части 22885-А (крейсер "Аврора").

Бесплатные дни

В первое воскресенье каждого месяца (или следующее воскресенье после праздничных дней) с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года устанавливается право бесплатного посещения ФГБУ "ЦВММ" Минобороны России для следующих категорий посетителей:

  • Многодетные семьи (от 3-х детей и более);
  • Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы;
  • Гражданский персонал министерства обороны РФ;
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (солдаты, матросы, сержанты, старшины);
  • Учащиеся средних профессиональных учебных заведений;
  • Студенты ВУЗов РФ (очной формы обучения);
  • Дети до 18 лет;
  • Дети по потере кормильца.

Адрес и как добраться

  • Адрес музея: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 69A / пл. Труда, 5
  • Ближайшая станция метро "Адмиралтейская"
  • Наземный транспорт: троллейбус № 5, 22 автобус № 3, 22, 27 до площади Труда
  • Посетительский вход с набережной Крюкова канала

Официальный сайт и другая информация

  • Сайт: navalmuseum.ru
  • Телефоны: +7 (812) 303-85-11 (приемная директора музея); +7 (812) 303-85-13 (цены на билеты, заказ экскурсий, кроме понедельника и вторника)

16-18 века для развития кораблестроения были наиболее существенны – морскими державами создавались целые флотилии. Однако, для удобства, прежде чем построить корабль, стали строить их уменьшенные копии.  Это существенно сокращало затраты на их  создание, т.к. плохо сконструированные корабли гибли, а удачно – получали свое дальнейшее развитие. Пробные модели, прошедших испытание судов, оставляли, как образец для постройки следующих. Таким образом @пробники@ стали собираться и накапливаться.

Вместе с моделями собирались чертежи и чертежные инструменты. Весь этот «арсенал опыта» стали размещать в специально отведенных помещениях – «конструкционных камерах». На русском языке они получили название «модель-камеры» (от голландского «model-kammer» - комната моделей). Модель-камера стала хранилищем не только образцов кораблей, но и чертежей, и инструментов для их создания. Также, на служила и учебной базой для будущих моряков.

Модель-камера в России

После осмотра английских и голландских модель-камер Петр I понял всю их выгоду для развития кораблестроения и решил сделать такую же в России.

Датой основания первой модель-камеры принято считать 24 января 1709 года. Изначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра І, но позже она была перенесена а Главное Адмиралтейство для удобства проектирования и строительства кораблей. В 1722 вышел Регламент, согласно которого при строительстве любого корабля полагалось делать «половинчатую» копию , и, при удачном спуске корабля на воду, ее с чертежами отдавать в Адмиралтейство. До наших дней сохранилось около 80 подобных полумоделей.

Новым этапом развития Модель-камеры стала середина 1730-х годов. Хранилище моделей превратили в своего рода «библиотеку» с подробным описанием по каждой сохраненной модели, блоку или узлу. «Информационный центр» располагал всеми чертежами и моделями кораблей создаваемыми в то время в России. Каждая из моделей имела свой инвентарный номер и место в хранилище.

С 80-х годов 18 ст. для Модель-камеры наступают не лучшие времена. Теснота помещений и отсутствие средств на содержание Модель-камеры привели к ее упадку. Ее пополнения стали редкими и случайными. В конце концов развитие строительной науки привело к тому ,что реальное моделирование было заменено на научный расчет. Необходимость в Модель-камере, как в практическом пособии, значительно уменьшилась. Однако теперь она несла в себе другую функцию – музея истории флота. Стали возникать проекты по преобразованию Модель-камеры в общедоступный музей.

В начале 19 века Модель-камера приобрела статус «Морского музеума» - одного из первых морских музеев в мире. Он по прежнему помогал морякам идущим в плавание теоретическими и практическими пособиями, навигационными инструментами и книгами. Со временем «Морской музеум» приобрел значение флотского культурного центра. Среди офицеров флота стало доброй традицией приносить в дар музею редкие вещи привезенные из дальнего плавания.

Первым директором «Морского музеума» стал Ксавье де Местр – ученый, писатель и художник. Его помощником стал Александр Яковлевич Глотов – судомоделист и автор трудов по морской практике, судостроению и истории флота.

К 1825 году  «Морской музеум» объединил в себе 4 отдела:

  1. модель-камеру;
  2. отдел морских карт и инструментов;
  3. библиотеку;
  4. «кабинет редкостей по натуральной истории», куда вошли все этнографические, зоологические, геологические коллекции.

В 1827 году, в связи с преобразованием Морского ведомства, музей разместили в Адмиралтейском здании. Из-за недальновидного доклада начальника депо Федора Федоровича Шуберта «о малозначительности музея», Николай І издал указ о «раскассировании» музея. Предметы «музеума», так долго и кропотливо собираемые долгие годы, были распределены по различным учреждениям, среди которых была Академия наук, кунсткамера и Морской кадетский корпус. Расформирование свело на «нет» все усилия по сбору уникальных экспонатов. От него остался лишь костяк – Модель-камера.

Возрождение музея

Изменения в кораблестроении от парусного деревянного к паровому броненосному привело к необходимости изучения технического и военно-исторического опыта, воспитании военнослужащих, систематизации изучения истории Российского флота. В связи с этим высшим морским командованием было принято решение о восстановлении Морского музея. В основу Морского музея была определена Модель-камера. Экспонаты частично были возвращены в музей из адмиралтейств, арсеналов и хранилищ.

Для воссоздаваемого музея отводилась половина второго этажа западного крыла Главного Адмиралтейства. В 1867 году музей открыл свои двери для посетителей. В скором времени экспозиция так разрослась, что к 1870 году музею были отданы помещения 3-го этажа.

К 1917 году музей состоял из следующих отделов:

  1. эпоха Петра I;
  2. эпоха императриц Анны, Елизаветы и Екатерины II;
  3. эпоха императоров Павла I и Александра I;
  4. эпоха Николая I и Александра II;
  5. эпоха Александра III и Николая II;
  6. «отдел бытовой эпохи генерал-адмирала Константина Николаевича» (созданный на основе морской коллекции, завещанной музею великим князем);
  7. русско-турецкая война 1877–1878 г. г.;
  8. русско-японская война 1904–1905 г. г.;
  9. отдел мировой войны;
  10. артиллерийский отдел;
  11. механический отдел;
  12. отдел портовых сооружений;
  13. этнографический отдел;
  14. гидрографический отдел. 

В те времена музей был центром технического прогресса. В нем были представлены новые виды оружия требующие испытания, проектные модели и чертежи судов, опытные станки, аппараты.

Центральный военно-морской музей в 20 веке

После революции 1917 года Морской музей имени Петра Великого сменил несколько названий, последним из которых стало «Центральный военно-морской музей».

В 1939 году музею было передано здание бывшей Биржи. На время Великой отечественной войны наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск.

На сегодняшний день, являясь главным морским музеем России, Центральный военно-морской музей оказывает консультативную помощь музеям флотов, флотилий, частей и соединений, учебных заведений ВМФ, а также школьным музеям, помогает организовывать каюты и комнаты боевой славы на кораблях и в воинских частях.

Благодаря развития издательской деятельности, музеем было опубликовано 8 каталогов музейных коллекций. Многократно издавались и переиздавались путеводители и буклеты музея и его филиалов, публиковались сборники трудов научных сотрудников Центрального военно-морского музея.

В наши дни музей принимает своих гостей в Крюковских казармах на площади Труда, где в конце XIX века были расквартированы морские офицеры.

Интересные экспонаты

В музее хранится уникальный экспонат - древний челн, который датирован началом первого тысячелетия до нашей эры.

Ботик Петра І. Этот ботик Петр І нашел в 1688 году гуляя по амбарам с остатками вещей его деда – Никиты Ивановича Романова. Уникальность ботика состояла в том, что он ходил под парусами и мог идти не только по ветру, а и против него. После его реставрации, Петр освоил управление и с удовольствием катался по Яузе. В дальнейшем Ботик был водружен на деревянную тумбу, как памятник в честь Ништадтского мирного договора.

Черепаховые корабли. 25 изумительных по своему внешнему виду моделей кораблей ручной работы были изготовлены японскими мастерами из черепашьих панцирей. Они заказывались моряками в 19 веке как подарок для императора. В дар музею их передал император Николай ІІ.

Во время переезда Военно-морского музея в запасниках сотрудники обнаружили металлический диск. Что это такое, они поняли не сразу. А когда узнали – удивились. Прибор, который находился вне экспозиции больше 70 лет, ничто иное, как исторический навигатор. И был изобретен еще в XVI веке.

События рядом

Новые обзоры

Сообщество

В сообществе мы публикуем интересные события, новые аудиогиды и статьи.

  • Подпишитесь на наш Телеграм
  • Подпишитесь на наш Инстаграм
  • Подпишитесь на группу ВКонтакте
  • Партнеры
  • Реклама на портале
  • © Pererburg.center, 2021

    Все права защищены. Копирование и распространение аудио записей, текстов и другой информации запрещено.

    , если Вы настоящий ценитель Санкт-Петербурга и его истории!
    Не является офертой!

    Петербург Центр