Интересные места: Новая Сильвия и колонна "Конец Света" в Павловском парке


Колонна "Конец света" в Павловском парке, июнь 2011 г. Фото: Saveliev-a-yu (Wikimedia Commons)

В Павловском парке в районе Новая Сильвия можно встретить уникальное строение — колонну "Конец Света". В отличие от Старой Сильвии, в Новой Сильвии практически нет павильонов и скульптур, вот только этот один старинный столп. Что интересно и полезно, в Новой Сильвии путников встречает естественная красота леса, что является главной прелестью местности.

Конечно, чёткая продуманность планировки присутствует: пять параллельных друг другу аллей тянутся по высокому берегу Славянки, сходясь у нескольких площадок. Именно здесь, на крутом береговом склоне Славянки, и находится "Конец света" — колонна из розоватого мрамора на прямоугольном постаменте, созданная по проекту Чарльза Камерона. Колонну так назвали, поскольку неподалёку отсюда проходила граница парка.

Первые упоминания о "Конце Света"

Впервые колонна "Конец Света" была упомянута в литературном источнике, в книге М. И. Семевского "Павловск" 1877 года издания. В тексте сказано:

возвышается <в Новой Сильвии> неведомо кому воздвигнутый обелиск — колонна красноватого мрамора.

Первоначальное местоположение "одинокой мраморной колонны ионического ордера" описывается во многих документах. Она располагалась в конце липовой аллеи на так называемом Парадном месте, где Павел, будучи наследником престола, принимал парады.

В документах из архива Павловского музея-заповедника, датируемых до 1799 года, колонна описывается как "стоящая против дома Ея Высочества" или "напротив Главного дому". Эти документы касаются земляных или посадочных работ рядом с колонной или непосредственно у ее фундамента, поскольку планировка Парадного поля продолжалась после установки колонны.

После смерти Павла I колонну с Парадного поля перенесли в самую отдаленную часть парка — Новую Сильвию. Этот факт зафиксирован в печатных источниках. Некоторые авторы считают, что колонна получила свое название из-за того, что являлась в Новой Сильвии как бы пограничным столбом.

Другие полагают, что Новая Сильвия называлась "концом света", поэтому и колонна получила такое наименование. Н. И. Громова связывает перенос колонны с перепланировкой Новой Сильвии и относит его к 1799-1801 годам.

На месте первой установки колонна помещалась на каменном ступенчатом возвышении, количество ступенек по разным источникам от 4 до 10. При перенесении её в Новую Сильвию был насыпан небольшой холм. Это подтверждается материалами из архива ГМЗ "Павловск" и РГИА. Там хранится много документов, касающихся первой и второй установок колонны, в основном, счёта за выполненные работы.

Эти документы свидетельствуют, что на первом месте, у дворца, колонна была поставлена на возвышение со ступеньками, каменщиками было произведено их "обучение".

Постоянное место колонны

На месте установки в Новой Сильвии в центре холма был заложен фундамент. На фундаменте стоит четырехгранный мраморный пьедестал с цоколем и профилированным карнизом. На всех гранях пьедестала имеются достаточно сильно заглубленные грубо обработанные поля с профилированными краями.

Внутри каждого поля по четыре обломанных металлических штыря. На пьедестале находится четырехугольный плинт из тёмно-серого мрамора и база колонны из серого мрамора. В посвящённых Павловску изданиях авторство Чарльза Камерона не упоминается вплоть до середины XX века.

Утверждение его авторства впервые говорится в описании колонны Н. И. Громовой 1948 года. В рассуждениях об авторстве Громова исходит из года установки колонны и времени проведения работ в этой части парка. Счета, выставленные за земляные работы по установке колонны и подготовке для этого специального места, позволяют точно датировать этот год: 1783, когда были наняты каменщики для устройства фундамента под колонну. Именно в это время Чарльз Камерон руководил строительными работами в парке.

Доказательством гипотезы авторства Камерона служит также рисунок колонны ионического ордера, хранящийся в архиве Павловска и обозначенный как репродукция с чертежа Ч. Камерона. Кроме того, там же хранится чертеж, на который ссылается Н. И. Громова, на обратной стороне его надпись:

…части лесу у колонны господина Камерона.

Долгое время открытым оставался вопрос о досках, возможно размещавшихся на четырёх сторонах пьедестала колонны. Вероятность их существования обсуждалась из-за хорошо видимых металлических креплений, расположенных на всех четырёх сторонах пьедестала. Кроме того, в книге В. Я. Курбатова о Павловске читаем:

…эта колонна не имеет пока никакого значения. Но она могла бы быть чудесным памятником создателям парка Ч. Камерону и П. Гонзаго стоило бы только к пьедесталу ее прикрепить мраморные доски с соответствующими надписями.

Следующее упоминание находим в "Научном описании" Н. И. Громовой:

Внутри каждого поля <пьедестала> имеется по четыре обломанных штыря, расположенных в каждом поле неодинаково. Что заставляет думать, что на этих полях были укреплены какие-то доски либо… вставки из другого мрамора.

В научно-техническом паспорте колонны запись за 1972 год:

Вставки в постаменте не сохранились.

Современная история "Конца Света"

В 2015 году в архиве музея-заповедника был обнаружен документ: архивный список, который называется: "Описи беседкамъ, памятникамъ, теплицамъ и проч., бывшим въ ведении Садоваго мастера Пустынского. 1840 года". В нём имеется следующая запись:

В оной же Сильвии на бугру из дерну возвышенное место ступеней дерновых десять. На оном поставлен пьедестал серого мрамора четвероугольный в середине оного вставлены доски красного мрамора <……> пьедестала поставлена круглая колонна красного мрамора с базою и капителью <.....>.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что в Новой Сильвии колонна стояла на земляном ступенчатом возвышении, и что на её пьедестале были укреплены ныне утраченные доски, сделанные, видимо, из того же мрамора, что и ствол колонны.

В ходе исследования было найдено цветное изображение колонны "Конец Света" на знаменитом веере с видами Павловска из собрания Гатчинского музея (в настоящее время хранится в ГМЗ "Павловск"). Несмотря на небольшие размеры изображения, на нем отчётливо видна капитель желтого цвета, что позволяет предполагать, будто она была покрашена под позолоту.

Лабораторные исследования, проведенные в 2015 году М. С. Зеленской, в некоторой степени, подтверждают это предположение, в образцах были найдены фрагменты краски зелёного и жёлтого цвета. Колонна описывается искусствоведами как сделанная из розоватого или красноватого мрамора. Фуст колонны из розового мрамора состоит из двух частей. Ионического ордера капитель из светло-серого мрамора заканчивается гладкой абакой. Поздние исследователи определяют мрамор, из которого сделан фуст колонны, как олонецкий.

Натурное обследование колонны в 2015 году исследователем Е. А. Ольховой, кандидатом геолого-минералогических наук, консультантом НПО Государственного Эрмитажа, показало следующее. Основание колонны — пьедестал — является четырёхгранным монолитом рускеальского мрамора, составленным из четырёх блоков: базы, стула и карниза из двух частей.

На всех четырех гранях пьедестала видны расположенные в форме ромба металлические штыри. Фуст колонны гладкий, составной из двух частей по вертикали, сделан из тивдийского мрамора розового цвета. В этом мраморе присутствует гидроокись железа, отсюда наблюдаемая оxристость в окраске колонны. База колонны из белого мрамора, но в данный момент он загрязнен настолько, что имеет чёрный цвет. Капитель колонны также черного цвета, возможно, она сделана из белого мрамора.

Согласно паспорту колонны, в 1944 году состояние памятника удовлетворительное. Сохранность колонны в 1948 году хорошая и реставрации не требует. В записи о состоянии памятника за 1972 год читаем:

состояние удовлетворительное. Но постамент, на котором установлена колонна, поврежден: отбит небольшой угол с восточной стороны, имеются трещины… 1978 год. Состояние памятника то же, что и в 1972 году.

На фотографиях колонны 1966 года видны следы вандализма, надписи на фусте колонны.

Итоги исследования

На основании проанализированной литературы и архивных источников можно сделать следующие выводы. Колонна "Конец Света" без особых потерь перенесена на новое место в начале XIX века, сохранилась во время оккупации Павловска, и лишь незначительные следы вандализма, которые хорошо видны на фотографии 1966 года, являются её видимыми дефектами.

Найдены ответы на вопросы о том, располагались ли таблички на сторонах пьедестала и существовали ли дерновые ступени на месте насыпного холма. Эти вопросы волновали исследователей ещё с дореволюционных времён. Архивный документ подтверждает, что на пьедестале были ранее установлены "доски красного мрамора", и существовали 10 дерновых ступеней на месте установки колонны в Новой Сильвии. До настоящего исследования эти факты не подтверждались архивными источниками.

Что ещё тут посмотреть?

Недалеко от колонны "Конец Света" располагается мавзолей "Супругу благодетелю". Выстроенный в классическом стиле, этот павильон напоминает античный храм с четырёхугольным портиком. Мавзолей создан в 1808-1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Это был личный заказ вдовы Павла I Марии Фёдоровны, желавшей увековечить память о своём муже. Внутри павильона установлена тёмно-красная гранитная стела, а перед ней на высоком пьедестале: скульптура женщины, которая склонилась над погребальной урной.

В Павловском парке есть два района с похожими названиями: Старая Сильвия (старый лес) и Новая Сильвия (новый лес). Старая Сильвия — небольшой по площади участок с регулярной планировкой: 12 аллей лучами расходятся от центральной площадки. "Двенадцать дорожек" — другое название этого района, регулярность которого подчёркивается ровными рядами стриженой акации по краям дорожек, украшенных уникальными скульптурами.


Мавзолей Супругу-благодетелю в Павловском парке. Фото: 	Florstein (WikiPhotoSpace) Аполлон Бельведерский и 12 дорожек в Павловском парке. Фото: Florstein (WikiPhotoSpace)

Сообщество

В сообществе мы публикуем интересные события, новые аудиогиды и статьи.

  • Подпишись на нашу группу ВКонтакте

  • Реклама на портале
  • © Pererburg.center

    Все права защищены. Копирование и распространение аудио записей, текстов и другой информации запрещено.

    , если Вы настоящий ценитель Санкт-Петербурга и его истории!
    Не является офертой!
    Петербург Центр